Я не смотрел ни одного фильма Д. Аронофски, в том числе его "Реквием по мечте", которому до сих пор поют дифирамбы (а судя по рецензиям, меня там ничего не заинтересует, хоть они говорят "за" просмотр), а вот "Черный лебедь" заинтересовал по двум причинам: я с детства обожаю балет и очень уж интересует трансцедентальность от Канта - один из немногих философов, чьи взгляды вызвали у меня отклик.
Первоначально планировали сходить на типичный такой экшен "Я - четвертый", но по расписанию сеансов ближе оказался именно "ЧЛ" - ну, раз уж судьба так привалила, то надо воспользоваться возможностью.
Сразу скажу, что после этого фильма у меня мысль убрать куда подальше всякие ножницы, пилки и прочую металлическую мелочь - передергивало только так, когда там... Натурализма там хватает, начиная от жутких кровавых мозолей на ногах, треснувших до основания ногтей, вывернутые хрящи ног... Мир балета жесток - это на сцене все так легко, балерины воздушные и легкие, а на деле там все дается п
отом и кровью. И нервами.
Искусство требует жертв. Причем, немалых.
О фильме, есть спойлерыИстория о Нине (интересно, есть какой-то особый смысл, что ее зовут, как русскую девушку?), которая очень прилежна и старательна, мечтает получить главную роль за все свои труды. Тем более, главный балетмейстер (если не ошибаюсь) отправил на пенсию бывшую приму балета - Бэт, которая потом попадет в автокатострофу, чуть ли не инвалидкой останется, поэтому не сыграть ей роль Мельпомены перед уходом, увы. Открывать сезон решили с "Лебединого озера" (потрясающий балет, кстати - я обожал смотреть. Раза 6 ходил в театр) в чуть более новой трактовке. Не знаю, что такого охренительного в его трактовке, разве что в конце, а так я бы не сказал, что это прямо нечто и новый взгляд на произведение под музыку Чайковского (один из плюсов фильма - слышать эту потрясающую музыку снова).
Как уже можно догадаться, Нина получает главную роль и должна суметь исполнить две важные партии. Одна проблема: принцесса Одетта (белый лебедь) вхарактерен, а вот с соблазнительницей Одилией (черная лебедь, соответственно) беда. Ну, откуда знать этой тихоне, которая столько лет живет под бдительным оком своей авторитарной матери, что это такое - уметь не контролировать себя, получать удовольствие и вообще раскрепоститься? А уж эта тошнотно-девчачья комнатка с кучей мягких игрушек и розового-белых тонов... Пай-девочка, одним словом, которая еще по утрам ест грейпфрут, а потом выташнивает то немного, что съела утром.
Естественно, смотреть было бы не так задорно ез подруги-соперницы, которая является фактическим воплощением Одилии - вот уж кто не страдает скромностью и лишним самоконтролем. А тут еще и балетмейстер ставит задачи из разряда "позти, но прыгать", иногда начиная откровенно приставать и давать не самые приличные советы, чтобы девушка поняла, что это такое - быть чувственной и соблазняющей. Кругом разврат: то он как заправский кобель к ней подкатывает, а потом кидает (удивительно, что она физиономию не разбила. Ах, да, она же пай-девочка), то сцена мастурбации (в первый раз у нее крупный такой облом был - это было бы смешно, не будь все так плохо), а после гулянки в клубе (впервые в жизни она нахамила матери и проявила характер) нам показали лесбийскую любовь с ней и ее подругой-соперницей (а вот здесь все так... но в итоге режиссер всех наебал, простите), ну и под конец краткая сцена, где вышеупомянутый коблет валяет на столе подругу-соперницу (разбавили чуть жутким эпизодом).
Но этого было мало. Нина начинает сходить с ума. Знаете, ее трансцедентальность закончилось тем, что она сделала этот скачок, но сломала саму себя. Полностью. Она позволила своему черному лебедю вырваться и поглотить ее.
- Во что превратилась моя милая девочка?! (с) мать.
— Её больше нет… (с) Нина
Ей столько говорили про совершенство, столько со всех сторон давили - ведь все так и ждут, когда она упадет. Она поняла, что испытывала бывшая прима Бэт и что это такое, когда тебе в затылок дышит твоя возможная замена.
- «Единственный, кто стоит у тебя на пути — это ты сама!» (с) балетмейстер.
Наконец, настал день премьеры, а перед ним был очень тяжелый и жуткий вечер, где девушка уже настолько стала слетать с катушек, что ей чудится, как у нее растут перья, ломаются ноги коленями назад... Мать пыталась было ей не позволить выступать, но та с боем в буквальном смысле прорвалась, чтобы выступить и не позволить своей замене ее вытеснить. А дальше начинается вакханалия, кульминациея которой стало вот это воплощение:
Кстати, я думал, что в один из моментов она убила себя-другую и, открыв дверь, увидит "себя" всю окровавленную (один из глюков таких).
Финал одновременно предсказуемый, но все равно это было неожиданно, что уж настолько все... Кстати, хочу отметить, что это очень шикарно: в конце партии Одилии у нее вырастают черные крылья, но это только в ее воображении - зрители видят изящную балерину, а вот тень сзади - другой вид. Красиво *_*
К нему подходит фраза: «Совершенство достигается только к моменту краха».
А ведь было стремление стать совершенством - вот опасно гоняться за такой мечтой, она может разрушить человека изнутри.
На "Кинопоиск. ру." написано много интересных рецензий и очень понравилась фраза: "Белый лебедь и чёрный лебедь. Добро и зло. Второе будет доминировать над первым ради искусства…" (с).
А финальная фраза от героини тронула, учитывая, как все было и чем закончилось:
- «Я ощутила это. Совершенство. Я была идеальна…» (с) Нина.Фильм номинирован на пять Оскаров, среди них номинация за "лучшую женскую роль". Не знаю, получит ли он все пять, но Портман меня приятно поразила.
Я не буду рекомендовать этот фильм в ключе "маст си" - не всем он понравится, кто-то увидит совершенно другое, да и я не буду его пересматривать во второй раз. Ну, в ближайшем будущем. Нет, он хороший, действительно
имхо, просто я теперь и на балет не скоро пойду, черт бы их побрал после таких сцен!
И лучше русского балета других нет, так вот!Но я не пожалел, что предпочел "Черного лебедя" другому фильму.