Я не смотрел ни одного фильма Д. Аронофски, в том числе его "Реквием по мечте", которому до сих пор поют дифирамбы (а судя по рецензиям, меня там ничего не заинтересует, хоть они говорят "за" просмотр), а вот "Черный лебедь" заинтересовал по двум причинам: я с детства обожаю балет и очень уж интересует трансцедентальность от Канта - один из немногих философов, чьи взгляды вызвали у меня отклик.
Первоначально планировали сходить на типичный такой экшен "Я - четвертый", но по расписанию сеансов ближе оказался именно "ЧЛ" - ну, раз уж судьба так привалила, то надо воспользоваться возможностью.
Сразу скажу, что после этого фильма у меня мысль убрать куда подальше всякие ножницы, пилки и прочую металлическую мелочь - передергивало только так, когда там... Натурализма там хватает, начиная от жутких кровавых мозолей на ногах, треснувших до основания ногтей, вывернутые хрящи ног... Мир балета жесток - это на сцене все так легко, балерины воздушные и легкие, а на деле там все дается потом и кровью. И нервами.
Искусство требует жертв. Причем, немалых.

О фильме, есть спойлеры
Фильм номинирован на пять Оскаров, среди них номинация за "лучшую женскую роль". Не знаю, получит ли он все пять, но Портман меня приятно поразила.
Я не буду рекомендовать этот фильм в ключе "маст си" - не всем он понравится, кто-то увидит совершенно другое, да и я не буду его пересматривать во второй раз. Ну, в ближайшем будущем. Нет, он хороший, действительно имхо, просто я теперь и на балет не скоро пойду, черт бы их побрал после таких сцен! И лучше русского балета других нет, так вот!
Но я не пожалел, что предпочел "Черного лебедя" другому фильму.